6 правил от Иоганнеса Иттена - Как цвет волос влияет на предпочтения в дизайне

26мар 2015
Легендарный швейцарский теоретик, чьи труды по цвету легли в основу учебных курсов для художников - Иоганнес Иттен, под названием «Субъективное отношение к цвету».
«ПРАВИЛА ДЛЯ ДИЗАЙНЕРА ПО ШТОРАМ» ОТ ИОГАННЕСА ИТЕНА
Правило №1. Нет универсальных гармоничных цветов для всех клиентов
Восприятие цвета – это всегда субъективно. То, что подходит одному клиенту и нравится вам, может категорически отвергаться другим клиентом, и это нормально.

«Сочетания цветов, созданные в качестве гармоничных каждым из вас, представляют собой ваше субъективное цветовое восприятие. Это – субъективные цвета».

Однажды Иттен провел следующий опыт со своими учениками.
«Хорошо, – сказал я, – пусть каждый из вас даст те сочетания красок, какие он находит приятными и гармоничными». 
Класс сразу же успокоился, и все стали стремиться мне доказать, что мои цветовые сочетания были неправильными.
Через час заполненные листы легли на пол для общего просмотра. Каждый из учеников сделал на своём листе несколько эмоциональных, близких одно к другому сочетаний. Но при этом все работы сильно отличались друг от друга. Ученики с удивлением признали, что каждый из них обладает своим собственным представлением о гармоничности цветовых сочетаний».

Правило №2. Предпочтения по форме и размеру цветовых пятен, виду узора – также субъективны
Как нет идеально гармоничного цвета, так и нет гармоничных узоров и форм.

«В моих исследованиях по изучению субъективного цветовосприятия, я обнаружил, что не только выбор и сочетания цветов, но и величина цветовых пятен и ориентация мазков могут быть весьма характерными для того или иного художника. Некоторые из них предпочитают вертикальные мазки, другие акцентируют горизонтали и диагонали. В соответствии с этим, например, формы голов становятся подчёркнуто узкими и вертикальными, или же, наоборот, широкими и горизонтальными. Выбор направленности мазка выявляет характер мышления и выражения чувств. Как, например, характер причёски может сказать о многом. Как волосы могут плотно прилегать к голове, лежать ритмичными волнами, или же быть взъерошенными и падать беспорядочными прядями, так и цветовые пятна могут быть резко очерченными или «диффузными», сливающимися, или же неясными и неупорядоченными». 

Правило №3. Дизайнер не может полагаться на свой вкус и навязывать его клиентам
Если вы работаете на массовом рынке и ваша цель – максимальное количество клиентов, не пытайтесь убедить клиента в своих предпочтениях. Минимум – вы потеряете клиента, максимум – испортите ему жизнь.

«Люди, которые профессионально работают с цветом, часто склонны руководствоваться собственными пристрастиями в отношении к цвету. Это может привести к непониманию и спорам, особенно в тех случаях, когда одно субъективное мнение сталкивается с другим.»

«Если в персональных цветовых симпатиях того или иного архитектора господствуют серо-синие тона, то они предпочтут выдержать жилые и торговые помещения в тонах, которые им нравятся. Заказчики, которым эти цвета также импонируют, будут очень довольны, но другим, настроенным на оранжевый или зелёный цвет, серо-синие помещения покажутся неприятными и эти люди будут чувствовать себя здесь плохо… У людей, чувствительных к цвету, несимпатичные им цвета могут спровоцировать даже психические расстройства.»

«Владельцы цветочных магазинов, которым приходится обслуживать определённую клиентуру, достигнут успеха, если попытаются приспособиться к вкусам своих клиентов, вместо того, чтобы навязывать им свои».

Правило №4. Не делайте поспешных выводов о предпочтениях клиента
Люди под воздействием моды, обстоятельств, случайностей могут окружать себя совсем не теми цветами, которые для них гармоничны.

«К опытам с выявлением субъективных цветовых предпочтений следует подходить с большой осторожностью. В начале …необходимо избегать всякого намёка на то, что «субъективный цвет» может выявить характер или настроение, образ мышления и чувства. Многие люди не желают никому показывать, каковы они на самом деле».

Правило №5. Цвет волос и глаз влияет на восприятие цвета
БЛОНДИНКИ ЧАСТО ПРЕДПОЧИТАЮТ ЧИСТЫЕ ЦВЕТА И ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ

«Светловолосые, голубоглазые ученицы с розовой кожей лица, как правило, работают очень чистыми цветами и часто большим количеством ясно различимых тонов. Основным контрастом для них является цветовой контраст. В зависимости от жизненной силы людей этого типа цветовая гамма их произведений может быть более бледной или более яркой.» 

Типу светлой блондинки будут близки такие темы, как Весна, Детский сад, Крещение, Праздник цветов. Утро в саду и т.д. 
Её натурные этюды должны быть пестрыми по цвету и без контрастов светлого и тёмного.
БРЮНЕТКИ ЛЮБЯТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ

«Люди с чёрными волосами, с тёмной кожей и тёмно-коричневыми глазами представляют другой тип. Главная роль во всех сочетаниях отводится ими чёрному цвету, а чистые цвета даются в сопровождении чёрного. В тёмных тонах шумит и клокочет цветовая сила, 
Работы с натуры ей следовало бы выполнять мягким углем и белой краской, без геометрических абрисов».
РЫЖЕВОЛОСЫЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ ИНТЕНСИВНЫЕ ЦВЕТА

«Ученица с рыжими волосами и розовой кожей предпочитала работать весьма интенсивными цветами. Её субъективными цветами были жёлтый, красный и синий в их контрастном звучании, В соответствии с этим я дал ей задание написать букет цветов. Было очевидно, что это её очень обрадовало. Я посоветовал ей ограничиться пока темами, совпадающими по своему настрою с её субъективными цветовыми предпочтениями, потому что именно эти цвета могли быть прочувствованы и пережиты ею в полную меру».
Правило № 6. Не подходите к оценке цветовых предпочтений буквально
Для понимания цветовых предпочтений клиента не стоит задавать ему вопрос в лоб: «Как вы относитесь к красному с синим?». Важно оценить его отношение в целом к различным цветовым композициям, насыщенности цвета, графическим узорам.

«Тот, кто хочет нтерпретировать субъективные цветовые проявления, не должен останавливаться на оценке только различных цветовых характеристик и их самостоятельной выразительности. Самым важным здесь является общая тональность в целом, затем расположение каждого цвета по отношению к другому, их движение, яркость, светлота или, наоборот, приглушённость, пропорциональность, структура и ритмы цветового построения».
Статья взята с профессионального сайта по дизайну штор - http://williz.ru/info/54/
×
Декория, студия